Статистика дня. Действительно ли «стрелки» завоёвывают медали в индивидуальной гонке?
На примере украинской сборной попробуем разрушить устоявшийся миф, что «стрелки» (спортсмены с лучшей статистикой стрельбы) имеют бОльшие шансы завоевать медали в индивидуальной гонке.
Проанализируем данные рейтингов стрельбы за 20 последних лет. Все эти годы многие считали индивидуальную гонку «коронной» для украинцев. И неудивительно! Ведь не было ни единого года за два десятка лет, чтобы кто-то из наших спортсменов (женщин или мужчин) не входил в перечень лучших стрелков сезона (в частности, мы рассматривали ТОП-15).
И если мужчинам из Украины в конце 90-х – начале двухтысячных годов не всегда удавалось попасть в ТОП, а с сезона 2012/2013 на протяжении пяти лет мы не имели стабильных в стрельбе спортсменов, то у женщин лишь единожды, в сезоне 2011/2012 годов, никто не вошел в перечень 15-ти лучших в этом компоненте биатлона.
Приведем список всех наших спортсменов, занимавших в то или иное время место в ТОП-15 рейтинга точности стрельбы (в результатах спортсменов, выступавших и за другие страны, кроме Украины, учитывали только годы выступлений за украинскую сборную).
ЖЕНЩИНЫ
Сезон
Место в рейтинге по стрельбе
Спортсменка
Точность стрельбы в сезоне, %
1998/1999
14
Оксана Хвостенко
86.7
1999/2000
11
Наталья Терещенко
86.6
2000/2001
9
Татьяна Рудь
87,5
2000/2001
10
Елена Петрова
87,0
2001/2002
4
Оксана Хвостенко
87,1
2001/2002
8
Елена Петрова
86,3
2002/2003
11
Оксана Хвостенко
86,6
2003/2004
4
Ирина Тананайко
87,5
2003/2004
14
Елена Петрова
84,4
2004/2005
9
Елена Петрова
87,0
2004/2005
12
Ирина Тананайко
86,7
2005/2006
1
Ирина Тананайко
95,4
2006/2007
1
Оксана Хвостенко
91,3
2007/2008
14
Оксана Яковлева
86,9
2007/2008
15
Оксана Хвостенко
86,7
2008/2009
2
Оксана Хвостенко
91,8
2009/2010
6
Оксана Хвостенко
89,9
2010/2011
3
Оксана Хвостенко
88,2
2010/2011
6
Наталья Бурдыга
87,3
2010/2011
11
Елена Пидгрушная
85,5
2010/2011
14
Вита Семеренко
85,2
2011/2012
2012/2013
7
Елена Пидгрушная
88,7
2012/2013
12
Юлия Джима
87,7
2013/2014
7
Елена Пидгрушная
89,5
2013/2014
9
Вита Семеренко
89,1
2014/2015
4
Юлия Джима
88,5
2014/2015
13
Валя Семеренко
86,6
2015/2016
3
Надежда Белкина
92,5
2015/2016
6
Ирина Варвинец
91,2
2015/2016
14
Юлия Джима
88,1
2016/2017
1
Ирина Варвинец
91,8
2016/2017
15
Юлия Журавок
87,4
2017/2018
3
Валя Семеренко
92,0
2017/2018
15
Юлия Джима
87,9
2018/2019
5
Юлия Журавок
91,1
2018/2019
8
Елена Пидгрушная
90,8
2018/2019
14
Юлия Джима
88,6
2018/2019
15
Анастасия Меркушина
88,4
МУЖЧИНЫ
Сезон
Место в рейтинге по стрельбе
Спортсмен
Точность стрельбы в сезоне, %
1998/1999
1999/2000
2000/2001
14
Александр Беланенко
85,2
2001/2002
2002/2003
5
Алексей Коробейников
89,0
2003/2004
8
Александр Беланенко
85,5
2004/2005
5
Александр Беланенко
88,0
2005/2006
4
Александр Беланенко
89,8
2005/2006
8
Руслан Лысенко
87,3
2005/2006
15
Сергей Седнев
86,2
2006/2007
7
Александр Беланенко
89,8
2007/2008
2
Александр Беланенко
89,5
2007/2008
6
Олег Бережной
86,7
2008/2009
1
Олег Бережной
94,3
2008/2009
14
Александр Беланенко
87,2
2009/2010
1
Олег Бережной
93,3
2009/2010
5
Александр Беланенко
88,9
2010/2011
1
Олег Бережной
92,5
2010/2011
13
Артем Прима
86,0
2011/2012
3
Александр Беланенко
89,4
2011/2012
4
Олег Бережной
88,9
2012/2013
2013/2014
2014/2015
2015/2016
2016/2017
2017/2018
12
Артем Тищенко
88,3
2018/2019
8
Артем Тищенко
88,9
Не будем рассматривать все медали в индивидуальных гонках, завоеванные украинцами. Вспомним лишь те из них, которые были завоеваны спортсменами, попадавшими в ТОП-15 рейтинга лучших стрелков сезона.
Завоёвывали медали в индивидуальных гонках на Кубке мира, Чемпионатах мира и Олимпийских играх (7 медалей) в сезонах, когда ВХОДИЛИ В ТОП-15 наиболее точных биатлонистов: Елена Петрова: ЧМ, Оберхоф, 2004 (3 место). Оксана Хвостенко: КМ, Хохфильцен, 2006 (3 место), ЧМ, Остерсунд, 2008 (3 место). Вита Семеренко: ЧМ, Ханты-Мансийск, 2011 (3 место). Валя Семеренко: 2014 КМ, Остерсунд, 2014 (3 место). Юлия Джима: КМ, Остерсунд, 2017 (3 место), КМ, Поклюка, 2018 (1 место).
Завоёвывали медали в индивидуальных гонках на Кубке мира, Чемпионатах мира и Олимпийских играх (7 медалей) в сезонах, когда НЕ ВХОДИЛИ В ТОП-15 наиболее точных биатлонистов: Руслан Лысенко: КМ, Хохфильцен, 1999 (2 место). Сергей Седнев: КМ, Поклюка, 2007 (3 место), КМ, Антхольц-Антерсельва, 2010 (1 место), КМ, Поклюка (3 место). Елена Пидгрушная: КМ, Остерсунд, 2015 (3 место). Вита Семеренко: КМ, Ванкувер, 2009 (3 место). Валя Семеренко: ЧМ, Нове-Место, 2013 (3 место).
То есть ровно в половине случаев (7 из 14) завоёваны медали были не в те сезоны, когда спортсмены демонстрировали наиболее конкурентоспособную стрельбу на фоне соперников.
Кроме того, вообще БЕЗ МЕДАЛЕЙ в индивидуальных гонках на Кубке мира, Чемпионатах мира и Олимпийских играх остались следующие спортсмены (в скобочках количество попаданий в рейтинг 15 лучших стрелков): - у женщин: Терещенко (1), Рудь (1), Тананайко (3), Бурдыга (1), Варвинец (2), Журавок (2), Белкина (1). - у мужчин: Беланенко (9), Коробейников (1), Бережной (5), Прима (1).
А, например, Сергей Семенов выиграл Малый хрустальный глобус в зачете индивидуальных гонок 2014-2015 годов при общей точности стрельбы в сезоне всего 82,2%! Что соответствовало 49 месту рейтинга стрельбы! Более того, Сергей ни единого раза за свою карьеру не попадал в категорию лучших в этом компоненте, но ему покорился МХГ индивидуальной гонки и из пяти личных медалей четыре были добыты Семеновым именно в гонке индивидуальной.
На примере украинской команды и её истории за последние 20 лет отчетливо видно, что качественная стрельба(даже на протяжении многих сезонов) отнюдь не гарантирует, что когда-нибудь она выльется в медаль в индивидуальной гонке. И наоборот: отсутствие выдающихся стрелковых качеств не ставит «крест» на возможности занять место на пьедестале в биатлонной классике – индивидуальной гонке.
В очередной раз можно сделать вывод, что рассчитывать на успехи в биатлоне лишь благодаря меткости вряд ли стоит, даже в гонках, где «цена» промахов наиболее велика.
Свою «теорию» про отсутствие прямой зависимости между высокой точностью стрельбы на протяжении сезона и завоеванием медалей в индивидуальной гонке мы решили проверить также на всех призерах этого вида биатлонной программы за последние пять сезонов.
За это время было разыграно 30 комплектов наград в индивидуальной гонке (по 3 у мужчин и женщин в каждом из сезонов). То есть всего 90 медалей. Медалистами у мужчин становились 23 человека, у женщин – 25. Ровно половину, то есть 45 медалей, было завоёвано спортсменами, которые в течение того сезона входили в ТОП-15 рейтинга «стрелков», и ровно столько же, 45 медалей, смогли выиграть те, кто не входил в перечень пятнадцати наиболее точных биатлонистов.
Соответственно, на успех в индивидуальной гонке могут рассчитывать в одинаковой мере как те, кто уверенно закрывает мишень за мишенью, так и те, кого нельзя отнести к особо метким биатлонистам.
Виктория Родичева, biathlon.com.ua
Комментарии (Всего: 24)
2019-03-13 22:06
Складіть рейтинг із найкращих і найгірших стрілків у всьому світі за увесь можливий час. Думаю буде дуууже цікаво:)
2019-03-13 22:13
2 Vanyafanatbiathlona Складіть рейтинг із найкращих і найгірших стрілків у всьому світі
Ви можете вже зараз подивитися його на сайті в розділі "Статистика стрільби".
2019-03-13 22:56
Спасибо за труд! Только, как мне видится, показательна была бы статистика не просто "средняя за сезон", а именно в индивидуалках, которые, согласитесь, в плане стрельбы стоят особняком среди других гонок...
2019-03-13 23:00
2 Fan_of_biathlon
Недаром выбрана общая статистика стрельбы. Ведь индивидуалок всего максимум 3 за сезон и многие спортсмены за год успевают принять участие в еще меньшем количестве - 1-2 буквально. Разве показательно то, как человек отстрелялся в 1-3 гонках? Всего лишь по этому критерию причислять человека к стрелкам/нестрелкам вряд ли стоит.
2019-03-13 23:04
2 Victoria_R
Нельзя сравнивать работу на стрельбе в спринте и индивидуалке.Это ж вообще разная психология.Там нужно работать на максимуме,а в инди ты можешь на более спокойном пульсе стрелять....Хотя конечно топам все равно наверно,спринт или инди,если ты стрелок--должен попадать везде.Это скорее середнячков касается.
2019-03-13 23:09
2 Victoria_R
Немного не соглашусь с Вами... Выиграв МХГ, Семенов, тем не менее, не победил ни в одной из гонок, да и призером, по моему, был только раз, и невысокий процент стрельбы как раз и обьясняет, почему именно! И главное, если взять не топ15, а топ30, не изменятся ли существенно результаты исследования?
2019-03-13 23:13
2 Дмитрий Дудкин
Дима, здесь совсем иная логика статистики. Какой интерес сравнивать между собой десяток лучших в индивидуалке? К тому же, вряд ли строит экстраполировать результат, который человек показал в паре индивидуалок одного сезона, на результат индивидуалок следующего. Что бы там ни было, а результат нескольких сотен выстрелов гораздо больше говорит о стрелковых качествах спортсмена, чем какая-то отдельно взятая гонка.
Если Эдер, Скардино, Беланенко, Хвостенко и т.д. - признанные стрелки (были, есть), то они стрелки во всех гонках. А если кто-то можетлишь раз в год "собраться" на индивидуалку и медленно, но метко отстрелять - то это не стрелок. ИМХО.
2019-03-13 23:16
2 Fan_of_biathlon да и призером, по моему, был только раз
Вы даже статью не прочитали, статистикой не поинтересовались в соответствующих разделах, а спорите )
Выше написано:
"из пяти личных медалей четыре были добыты Семеновым именно в гонке индивидуальной."
если взять не топ15, а топ30
А почему тогда не ТОП-80? ) Вряд ли людей на 30-м месте на фоне других можно назвать ТОП-ом и относящимся к категории лучших.
В Украине много было и есть признанных стрелков. И, как видим, одно это не помогает выигрывать медали в индивидуалке.
2019-03-13 23:49
2 Victoria_R
Потому что в как минимум одной индивидуалке сезона,выстреливают те,кто вот просто попал в данный момент.Так происходит обычно в Эстерсунде на старте сезона в основном,когда все еще вкатываются в сезон.Одно дело,когда у тебя стрельба 87-88% по сезону в целом в любой дисциплине,и другое дело когда ты в этой дисциплине делаешь 2-3 промаха,а кто-то может с 80% или даже меньше точностью конкретно в этот день закрыть может все мишени.Вот как Илиев сегодня,или как Давидова и Кюн в Поклюке.И да все-таки 3 гонки за сезон-слабая выборка,элемент случайности очень велик.Потому так и получается в общей статистике,что половина стрелков,и половина не очень стрелков в равной степени могут выступать в индивидуалке,если брать общую статистику на протяжении длительного времени.
2019-03-14 00:08
Ну стрілки думаю мають певну перевагу у ИГ, але все одно це не "панацея" (швидкісні біатлоністи можуть надолужити 1-промах)))) так що це все індивідуально!!!! Плюс ще є фактор випадковості "зірки зійшлись"- тож однозначно стверджувати перевагу стрілків важко!!!
2019-03-14 00:15
2 Victoria_R
Спокойнее, Виктория! Я ведь написал не вообще о медалях Семенова, а о конкретном сезоне; так что я как раз читаю, что написано ;)
И выборка топ15 чем обусловлена? Отчего не топ5? топ10? Чем топ30 хуже? Аргумент "Вряд ли людей на 30-м месте на фоне других можно назвать ТОП-ом и относящимся к категории лучших" имеет и обратную силу, правда? Чем 15й так уж лучше 21го, например, на фоне топ3?!.
2019-03-14 00:20
2 tetyana
Швидкі навіть 2 промахи можуть надолужити...
2019-03-14 00:22
И еще. В силу малого количества стартов в сезоне слишком велик элемент случайности, сиюминутности и зависимости от степени набора формы... А вот процент точности стрельбы за целый сезон, когда стартов у человека бывает под 40, а индивидуалок из них 2 или 3 всего...
2019-03-14 00:30
2 Fan_of_biathlon
1)Вон взять того же Хофера,в спринтах балбес-балбесом.В ГП начинает шевелиться нормально.В индивидуалке не больше 2 мажет,ходом берет.Мастарты время от времени валит.А в спринтах бывает и 2,3 или 4 промаха.
2) Или взять Биркланда,стрелок-но ход слабоват.
3) Или взять Дестье,скорость ого-го,но срывы случаются,а 2 промаха даже ногами компенсирует легко.
И так много можна приводить примеров,когда в разных гонках,спортсмены не смотря на форму,стреляют по-разному.Это уже зависит от мастерства в конкретной дисциплине,и как она тебе дается.
2019-03-14 00:41
2 Дмитрий Дудкин
Тезка, я согласен со всеми примерами, и с тем фактом, что даже абсолютному снайперу все же эти 20 000 м, надо как то еще и не очень пешком преодолеть. Чтобы закончить, скажу лишь что устоявшееся мнение о преимуществе стрелков над бегунками имеет корни в далеком прошлом, когда в инди штрафы были намноооого жестче, 2 минуты за промах...
2019-03-14 00:48
2 Fan_of_biathlon
Все равно какой-то баланс нужен,хоть и ход сейчас поважнее стрельбы в эквивалентном соотношение где-то 60 на 40.Если брать индивидуалку, масстарт,с ГП-чуть выше,где уже баланс идет в сторону стрельбы,а потом хода и т.д. - для продвижения вверх по протоколу.Для меня идеальными в этом плане есть две биатлонистки Оберг и Витоцци)
2019-03-14 00:50
Рассуждать на тему стрельбы можно много, в одну статью всего не поместить, да и нет такой цели.
Конкретно здесь идёт речь о том "Действительно ли «стрелки» завоёвывают медали в индивидуальной гонке?". Стрелком не может считаться человек, который хорошо стреляет лишь в индивидуалке или, как та палка, что раз в год Стрелок - это тот, кто имеет в целом в сезоне хороший высокий процент точности стрельбы.
Именно ТОП-15 было взято потому, что ИБУ финансирует ТОП-15, спортсмены из ТОП-15 имеют право выбора стартовой группы, также ТОП-15 проходят в масс-старт на ЧМ из тотала и т.д. То есть, проще говоря, именно число 15 можно отнести к разряду лучших. Все, конечно, в мире относительно и условно. В данном материале выбрано такое.
2019-03-14 07:03
Немного не соглашусь с Вами... Выиграв МХГ, Семенов, тем не менее, не победил ни в одной из гонок, да и призером, по моему, был только раз, и невысокий процент стрельбы как раз и обьясняет, почему именно!
Я хорошо помню те гонки и по памяти могу сказать что Семенов из 3-х ИГ того сезона в ДВУХ был призёром, а в третьей занял 5-е место.
2019-03-14 07:52
Каждая дисциплина в биатлоне предъявляет свои требования к сочетанию "лыжная подготовка- меткость стрельбы". Поэтому хороший биатлонист это тот, кто попадает от 85% и выше, а бежит не намного хуже ярко выраженных "лыжников". А есть еще две категории биатлонистов: первые - бегут, что угорелые , рассчитывая на везение на огневом рубеже (к примеру, россиянин А. Слепов), и вторая "снайперы-тихоходы" (к примеру, россиянка Павлова) , рассчитывающие на ошибки соперников на огневом рубеже. Поэтому первые очень редко добиваются успехов "индивидуалке", а вторые - в спринте. С эстафетами (с дополнительными патронами) , шансы "угорелых" увеличиваются, хотя ровная команда хороших стрелков (Швеция) имеет шансы на успех.
2019-03-14 08:44
2 Dromage
Да, правильно, 2 и 3 места... Спасибо!
2019-03-14 10:00
Очень интересная статистика, спасибо!
2019-03-14 11:42
ИГ весьма отличается от остальных. Она если так можно выразиться наименее контактна. Спортсмен может полностью погрузиться в свои ощущения и игнорировать всех остальных. Естественно что в контактных гонках все наоборот, атлет вынужден постоянно отвлекаться на соперников. Причем нечто подобное происходит и в спринте, когда биатлонист вдруг видит впереди себя более ранний номер и должен делать печальные выводы))
2019-03-14 11:58
Виктория, спасибо за интереснейшую аналитику! Все-таки, наверное, стабильность (в хорошем смысле слова) и выносливость в ИГ на первом месте.
Вот полезный материал на английском "The Contribution From Cross-Country Skiing and Shooting Variables on Performance Level and Sex Differences in Biathlon World Cup Individual Races", - возможно, пригодится для дальнейших публикаций : https://www.researchgate.net/publication/326596639_The_Contribution_From_Cross-Country_Skiing_and_Shooting_Variables_on_Performance_Level_and_Sex_Differences_in_Biathlon_World_Cup_Individual_Races .
В этой статье норвежцы детально изучают разницу показателей у мужчин и женщин в ходе и стрельбе в ИГ на этапах Кубка мира 2011/2012 - 2015/2016, сравнивая выборки ТОП-10 и мест 21-30. Насколько могу судить (ещё не всё прочитала), статистика во многом совпадает с Вашими подсчётами.
Тут есть, в частности, вывод: "There is a significant difference in pacing between the two performance levels on the first, second and last of the five laps among men and on the first lap among women. G1-10 skied these laps closer to their average speed in the competition than G21-30 in both sexes". То есть, ТОП-10 (мужчины) проходили 1-й, 2-й и 5-й круг, а ТОП-10 (женщины) - 1-й круг - ближе к своей средней скорости, чем спортсмены, занимающие позиции 21-30 (у 21-30 больше провалов и "рывков").
2019-03-14 12:16
2 Амика Вот полезный материал на английском
Спасибо, очень любопытно, почитаю на досуге.
1. Если вы уже регистрировались на сайте, введите ваш E-mail и пароль.
2. Если вы оставляете комментарий первый раз, вам необходимо придумать никнейм, и ввести ваш E-mail и пароль.
Имя или Никнейм: (не вводите его если вы уже регистрировались ранее)